1. Что такое налоговое уведомление и как его исполнить
Обязанность по ежегодному исчислению налогов в отношении транспортных средств и недвижимого имущества налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговые органы (пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).
В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по налогам на имущество направляют налогоплательщикам налоговые уведомление для уплаты налогов.
Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.09.2022 № ЕД-7-21/866@ и включает сумму налога, подлежащую уплате, сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, сроке уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).
В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 300 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в году, по истечении которого утрачивается возможность направления такого налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) на основании заявления о выдаче налогового уведомления.
Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через МФЦ) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 20.10.2022 № ЕД-7-21/947@).
Налоговое уведомление за налоговый период 2025 года должно быть исполнено (налоги в нём оплачены) не позднее 1 декабря 2026 года, за исключением случаев переноса сроков уплаты налогов на имущество на основании постановлений Правительства Российской Федерации.
2. Основные изменения в налогообложении имущества
Налоговые уведомления, направляемые в 2026 г., содержат расчет налогов на имущество физических лиц за налоговый период 2025 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения.
Транспортный налог
- от уплаты налога освобождены ветераны боевых действий, участники СВО и члены их семей, указанные в подпунктах 9.1 – 9.5 пункта 1 статьи 407 НК РФ (льгота предоставляется в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика за исключением легковых автомобилей, сумма налога в отношении которых исчисляется с учетом повышающего коэффициента, а также водных (кроме моторных лодок) и воздушных транспортных средств);
- при расчете налога применен сформированный Минпромторгом России Перечень ( https://minpromtorg.gov.ru/docs/list/?pdfModalID=4b5f6f32-79e2-4106-8581-168f95459159 ) легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. на 2025 год, размещенный на официальном сайте Минпромторга России (для налогообложения с применением повышающего коэффициента 3 используются позиции Перечня для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и средней стоимостью от 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет);
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. С информацией о налоговых льготах и налоговых вычетах по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/) либо обратившись в налоговый орган или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800-222-22-22);
- с 01.01.2025 Законом Кировской области от 19.06.2026 № 518-ЗО дополнена статья 5 Закона № 114-ЗО категорией лиц, указанных в подпунктах 9.1-9.3 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (участники СВО) в отношении одного из следующих транспортных средств:
- легкового автомобиля с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно;
- мотоцикла (мотороллера) с мощностью двигателя до 45 л. с. (до 33,1 кВт) включительно.
- с 01.01.2025 в Закон Кировской области № 114-ЗО внесены изменения по порядку предоставления льгот одному из родителей многодетной семьи:
1. увеличен возраст ребенка до 23 лет при условии его обучения по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
2. мощность двигателя легкового автомобиля увеличена с 150 л.с. до 200 л.с.,
3. сняты ограничения по доходу семьи (среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Кировской области).
Земельный налог
- налоговый вычет (уменьшение налоговой базы земельного участка на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади данного земельного участка) предоставлен участникам СВО и членам их семей, указанных в подпунктах 9.1 – 9.5 пункта 1 статьи 407 НК РФ;
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых льготах и налоговых вычетах по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/) либо обратившись в налоговый орган или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800-222-22-22).
Налог на имущество физических лиц
- при исчисления налога использован коэффициент 10-типроцентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, кроме гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения);
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (городов федерального значения) по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых льготах и налоговых вычетах по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/) либо обратившись в налоговый орган или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800-222-22-22).
3. Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении
Налоговые ставки и льготы устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:
- по транспортному налогу: главой 28 НК РФ и Законом Кировской области от 28.11.2002 N 114-ЗО "О транспортном налоге в Кировской области";
- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Кировской области по месту нахождения объектов недвижимости.
С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России ( https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/ ) либо обратившись в налоговые органы или в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800-222-22-22).
4. Как воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении
Шаг 1. Проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучить содержание граф «Размер налоговых льгот», «Налоговый вычет» в налоговом уведомлении.
Шаг 2. Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.
Транспортный налог
Освобождение от уплаты налога предусмотрено:
- статьей 361.1 НК РФ для ветеранов боевых действий, участников СВО и членов их семей, указанных в подпунктах 9.1 – 9.5 пункта 1 статьи 407 НК РФ;
- Законом Кировской области от 28.11.2002 N 114-ЗО "О транспортном налоге в Кировской области" для определенных льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/) либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800-222-22-22).
Земельный налог
Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: участники СВО и члены их семей, указанные в подпунктах 9.1 – 9.5 пункта 1 статьи 407 НК РФ, пенсионеры; предпенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; многодетные; другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Кировской области по месту нахождения земельных участков.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/) либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800-222-22-22).
Налог на имущество физических лиц
Льготы для 21 категории налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, участники СВО и члены их семей, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ. Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности. Льгота освобождает от уплаты налога в отношении одного объекта каждого вида с максимально исчисленной суммой налога: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.
При этом налоговая льготы в соответствии с пунктом 1 статьи 407 НК РФ не предоставляется в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Кировской области по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn43/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8-800-222-22-22).
Шаг 3. Убедившись, что налогоплательщик относиться к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но налоговая льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через личный кабинет налогоплательщика; почтовым сообщением; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ.
5. Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация
Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы МВД России, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), органы Росреестра, осуществляющие кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы МВД России, МЧС России, Росавиации, Росморречфлота, органы гостехнадзора, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы МВД России, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и т.п.
Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:
1) для пользователей личного кабинета налогоплательщика – через этот сервис на сайте ФНС России;
2) для иных лиц: посредством личного обращения в любой налоговый орган либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы.
При наличии оснований для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления налоговый орган не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): пересмотрит ранее начисленную сумму налога, сформирует (при наличии оснований) новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит ответ на обращение налогоплательщика (разместит его в личном кабинете налогоплательщика).
Дополнительную информацию можно получить по телефону налогового органа или контакт-центра ФНС России: 8-800-222-22-22.
6. Что делать, если налоговое уведомление не получено
Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов недвижимости и транспортных средств направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика, личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг, далее – ЕПГУ) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.
При этом налоговые уведомления, по общему правилу, не направляются по почте заказными письмами на бумажном носителе в следующих случаях:
1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;
2) если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 300 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налогового уведомления;
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика;
4) налогоплательщик является пользователем личного кабинета на ЕПГУ (зарегистрирован в единой системе идентификации и аутентификации) и не направлял через ЕПГУ уведомление о прекращении получения документов от налоговых органов с использованием ЕПГУ.
В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговый орган либо направить информацию через личный кабинет налогоплательщика или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые не получали налоговые уведомления за какой-либо налоговый период и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 23.12.2022 № ЕД-7-21/1250@).
7. Как получить и оплатить налоговое уведомление через ЕПГУ
Федеральным законом от 28.11.2025 № 425-ФЗ с 01.08.2026 установлен новый порядок передачи налогоплательщику, зарегистрированному в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), налоговых уведомлений в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЛК ЕПГУ).
Налоговые уведомления направляются в электронной форме через ЛК ЕПГУ налогоплательщикам, зарегистрированным в ЕСИА, за исключением налогоплательщиков, направивших в налоговые органы в электронной форме через ЕПГУ уведомление о прекращении получения документов с использованием ЕПГУ и не направившего в дальнейшем в соответствии с абзацем шестым пункта 1.2 статьи 21 НК РФ уведомление о необходимости получения документов с использованием ЕПГУ (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Пользователь ЕПГУ может оплатить начисления налогов из налогового уведомления онлайн в личном кабинете ЕПГУ.
8. Куда можно обратиться при возникновении вопросов по исчислению и уплате имущественных налогов?
При возникновении вопросов можно обратиться к промо - странице «Налоговые уведомления 2026», которая расположена на сайте ФНС России.
С помощью промостраницы, размещенной на официальном сайте ФНС России, можно узнать об основных изменениях в налогообложении имущества физических лиц, о способах проверки налоговых ставок и льгот, возможности получения платежных документов через ЕПГУ, а также о том, что делать, если налоговое уведомление не получено или в нем содержится некорректная информация и многое другое.
Пользователи личного кабинета могут обратиться через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС России, перейдя в раздел «Обратиться в налоговый орган» и выбрав необходимую ситуацию.
Также гражданин может личноо обратиться в любой налоговый орган или направить туда почтовое сообщение или воспользоваться интернет-сервисом сайта ФНС России «Обратиться в ФНС России».
Для удобства плательщика при его личном обращении ему предоставляется возможность записаться на прием заранее - через сервис сайта ФНС России «Онлайн-запись на прием в инспекцию».
Реализована возможность по обращению граждан непосредственно на портале Госуслуг через платформу обратной связи (ПОС).
Кроме этого можно позвонить в Единый контакт-центр ФНС России по бесплатному номеру телефона – 8-800-222-22-22. В рамках проведения кампании по уплате имущественных налогов создаются горячие телефонные линии. Вся информация об этом публикуются в региональной вкладке Кировской области на официальном сайте ФНС России и в социальных сетях Управления.